Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, Воскресенский район, г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3
Архив сайта: old.vmr-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


08.08.2016

Документ "Образование"

Принявший орган: Администрация Воскресенского муниципального района

Скачать

Образование

Какие предметы преподавания в школах Московской области учебных предметов духовно-нравственной культуры?

Законодательством Российской Федерации гарантированы свобода совести и вероисповедания, каждый гражданин имеет право на выбор идеологии и религии.

Образование в школах Подмосковья носит сугубо светский характер. Изучение православной культуры и культур других народов является добровольным.

В образовательных учреждениях Московской области преподаются культурологические курсы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры». Посещение курсов осуществляется по выбору учащихся и их родителей. Преподавание ведется на факультативной основе или в рамках дополнительного образования, что не противоречит законодательным актам Российской Федерации, не преследует цель дать религиозное образование, но позволяет расширить историко-культурный кругозор учащихся и играет важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи.

Содержание учебных пособий «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры» знакомит обучающихся с историей и традициями христианской культуры в социокультурном контексте. Пособия разработаны на основе опыта преподавания предметов духовно-нравственного содержания в разных регионах России. Не вероучительный характер учебных пособий, культурологическая направленность и полнота содержания методических пособий, разноуровневость заданий, их преемственность на уровне всех образовательных ступеней позволяет решать задачи духовно-нравственного образования с учетом возможностей современных школьников вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

На основании поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632, в соответствии с протоколом заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 г. № 1(61) в целях формирования у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, с 1 сентября 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе в школах Московской области, вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) как учебный предмет, входящий в обязательную часть образовательной программы.

Основная цель – формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Материалы учебных пособий адаптированы с учетом возрастного восприятия учащихся. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей), исходя из своих культурных и религиозных потребностей.

Педагогические работники, как показывает практика, работают одновременно в одной или нескольких должностях, преподают по два-три предмета, могут выполнять педагогическую работу в одном-двух образовательных учреждениях. Как следует проводить аттестацию таких работников с целью подтверждения соответствия его занимаемым должностям, должна ли аттестация таких работников проводиться одновременно по каждой из должностей? Какой из работодателей должен давать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности?

Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление.

Проходят ли лица, выполняющие педагогическую работу по совместительству, аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, если по основному месту работы они проходили такую аттестацию?

Работодатель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.

В каких случаях может быть продлено действие квалификационной категории? Может ли быть продлено на год действие квалификационной категории педагогическому работнику пенсионного возраста, если он продолжает работать в образовательном учреждении и собирается уйти на заслуженный отдых по окончании учебного года?

На основании письма Министерства образования Московской области 11.05.2012 № 4496-05а/07 действие квалификационной категории по заявлению работника может быть продлено аттестационной комиссией Министерства образования Московской области в случае истечения срока действия квалификационной категории, установленной педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, в период:

· окончания длительного периода временной нетрудоспособности;

· отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком до
3-х лет;

· окончания командировки на работу по специальности за рубежом;

· окончания длительного отпуска в соответствии с пунктом 5, статьи 55 Закона РФ «Об образовании»;

· при возобновлении педагогической деятельности, прерванной в связи с уходом на пенсию по любым основаниям;

· при переходе в другое образовательное учреждение в связи с сокращением численности или штата работников или ликвидации образовательного учреждения, иных периодов, препятствующих реализации права работников на аттестацию;

· в случае истечения срока действия квалификационной категории, установленной педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, которым до назначения пенсии по старости осталось менее одного года.

· в случае истечения срока действия квалификационной категории, установленной педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, которым до назначения пенсии по старости осталось менее одного года, установленная им квалификационная категория может быть продлена единожды на срок не более одного года.

Продление квалификационной категории для педагогических работников, получающих пенсию по старости и продолжающих осуществлять педагогическую деятельность, в соответствии с указанным выше документом не предусмотрено.

При каких условиях производится выплата единовременного пособия молодому специалисту при поступлении на работу в образовательные учреждения Московской области?

До 1 января 2012 года единовременное пособие выплачивалось только выпускникам высших и средних педагогических образовательных учреждений Московской области, приступившим в год окончания образовательного учреждения к работе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Подмосковья.

В соответствии с внесёнными в Закон Московской области «Об образовании» изменениями с 1 января 2012 года расширена категория получателей выплат единовременных пособий. Выплаты производятся не только выпускникам высших и средних педагогических образовательных учреждений Московской области, но и всем выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности образовательных учреждений, которые приступили в год окончания образовательного учреждения к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных учреждениях Московской области и муниципальных образовательных учреждениях Московской области.

Необходимыми условиями для выплаты единовременного пособия являются:

1) трудоустройство на работу в государственное образовательное учреждение Московской области или муниципальное образовательное учреждение в Московской области в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования;

2) работа на должности педагогического работника по основному месту работы.

Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в этом вопросе роль нормативных актов учредителя - органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для общеобразовательных учреждений - Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859, далее - Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При определении образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием приема в школу?

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования Свидетельство о регистрации (либо по форме 3 «регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту жительства», определенных административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007т. № 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г., рег. № 10545) является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).

Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой?

Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка).

Правомерно ли получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной основе?

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.

Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить тестирование или другие конкурсные испытания?

Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

Только государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей (пункт 7 Порядка).

Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?

Требование в качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи с чем, в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.

Кто при приеме на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?

При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 18 Порядка).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети сотрудника полиции;

2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие, увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5)дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивение сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1-5.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1958 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);

2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).

Можно ли записать в школу ребенка, не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев?

На основании статьи 19 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 обучение детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Могут ли отчислить ученика из общеобразовательной школы?

На основании статьи 19 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования сохраняет силу до достижения возраста обучающегося восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. При этом последние должны принять меры по обеспечению трудоустройства этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, допускается по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, и применяется, если меры воспитательного характера не дали результата, и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается также с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Правомерна ли реализация кислородного коктейля в организованных детских коллективах?

Согласно п. 6.32 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» реализация кислородных коктейлей осуществляется только по медицинским показаниям и при условии ежедневного контроля медицинским работником образовательного учреждения.

Поскольку на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников относятся к компетенции образовательного учреждения, решение о применении кислородных коктейлей в образовательном учреждении принимается его руководителем в соответствии с рекомендациями территориальных органов Роспотребнадзора и при условии согласия родителей.

Обеспечиваются ли дети из многодетных семей бесплатным питанием в общеобразовательных учреждениях Московской области?

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» учащиеся общеобразовательных учреждений из многодетных семей обеспечиваются бесплатным питанием (завтраки и обеды).

Постановлением Главы Администрации Московской области от 29.07.1992 №168 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлено Главам администраций городов и районов обеспечить бесплатно (завтраки, обеды) учащихся общеобразовательных учебных заведений.

Организация питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые определяют льготные категории учащихся, пользующихся бесплатным питанием, и выделяют средства из муниципального бюджета на эти цели.

В бюджете Московской области средства на обеспечение обучающихся из многодетных семей бесплатными завтраками и обедами не предусматриваются, но Законом Московской области от 19.01.2005 № 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области» установлены размеры и порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области. Средства на указанные цели предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.

Органы местного самоуправления муниципального района наделяются государственными полномочиями по частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание.

В школе имеется торговый автомат с напитками. Какую воду и напитки разрешено использовать при организации питьевого режима детей в школе?

На основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст.32).

Согласно санитарным нормам и правилам СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода питьевая, расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная включена также в рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся (Приложение 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 6.31).

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность (п. 10.8).

В соответствии с п. 16 Методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2012 №213н/178, в образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов. В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:

- вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л.;

- напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л.;

- соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.

В общеобразовательном учреждении весь ассортимент продуктов торгового автомата должен быть подтвержден сертификатами соответствия качества и согласован с территориальными органами Роспотребнадзора.

Данная информация должна быть доведена до сведения родителей, обучающихся и педагогического коллектива.

Могут ли взиматься деньги с родителей на охрану образовательного учреждения и другие нужды?

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон Российской Федерации «Об образовании») образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (подпункт 3 пункта 3 статьи 32).

Вышеуказанная норма закона предполагает принятие образовательным учреждением мер, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. При этом содержание данных мер в Законе Российской Федерации «Об образовании» не конкретизировано.

С учетом содержания статьи 2 указанного закона, провозглашающей демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений, муниципальное образовательное учреждение вправе самостоятельно определять меры необходимые для защиты жизни и здоровья его обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 32 и пункта 8 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Вышеуказанные нормы Закона не возлагают на родителей учащихся образовательного учреждения или родительские комитеты обязанности по внесению пожертвований и (или) целевых взносов, в том числе на оплату охранных услуг. Закон исходит из добровольности пожертвований и (или) целевых взносов и неукоснительного соблюдения этого принципа.

Может ли использоваться территория образовательного учреждения для культурного отдыха жителей микрорайона?

В соответствии с пп. 1,2,3 ст. 39 от 10.07.1992 № 3266-1 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.

Таким образом, территория образовательного учреждения не является местом культурного отдыха.

Создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения относится к компетенции муниципальных районов и городских округов (Федеральный закон Российской Федерации от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кто несет ответственность за обеспечение содержания территории, зданий, помещений образовательного учреждения, и создание необходимых условий организации образовательного процесса?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 51, выше названного Закона, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В какие сроки и кем проводится расследование обстоятельств травмирования учащегося на учебных занятиях?

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (пункт 3.3 ст. 32, пункт 1 ст. 51).

Порядок расследования установлен Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками, введенного в действие приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 года N 639.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травмы, острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов, травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, поражения молнией, повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры, а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, произошедшие во время образовательного процесса (во время проведения лекций, уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеаудиторных, внеклассных, внешкольных мероприятий, других занятий (в перерывах между ними) в соответствии с учебными, научными и воспитательными планами, а также при проведении субботника (воскресника), внеаудиторных, внеклассных, внешкольных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника данного учебного заведения, учреждения (преподавателя, учителя, воспитателя, классного руководителя и др.) или лица, назначенного приказом руководителя учреждения).

Расследование должно быть проведено в течение 3-х суток. Несчастный случай, о котором пострадавший при отсутствии очевидцев не сообщил руководителю проводимого мероприятия или последствия от которого проявились не сразу, должен быть расследован в срок не более месяца со дня подачи письменного заявления пострадавшим (его родителями или лицами, представляющими его интересы

Несчастный случай, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2.

Администрация учреждения обязана выдать пострадавшему (его родителям или лицу, представляющему его интересы) акт формы Н-2 о несчастном случае, не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования.

Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения, где произошел несчастный случай.

Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?

Порядок лицензирования определен:

- статьей 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»);

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 (далее – Положение о лицензировании).

Какая образовательная деятельность не подлежит лицензированию?

Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Возможно ли ведение образовательной деятельности коммерческими организациями?

В соответствии со ст. 21 Закона «Об образовании» профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Перечень профессий для организации профессиональной подготовки рабочих утвержден приказом Минобразования России от 29.10.2001 № 3477 и приказом Минобрнауки России от 01.04.2011№ 1440.

Таким образом, коммерческие организации (открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.) при наличии образовательного подразделения и соответствующей лицензии, могут осуществлять подготовку по образовательным программам профессиональной подготовки.

По каким формам представляются заявления о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении лицензии и справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам?

Заявление о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении лицензии и справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам представляются по формам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 15149).

Какие документы на осуществление образовательной деятельности выдаются филиалам образовательных учреждений?

Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные Положением о лицензировании.

По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала (п. 6 ст. 33.1 Закона «Об образовании»).

Документы, представляемые образовательным учреждением для получения лицензии?

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, определенные пунктом 8 Положения о лицензировании.

Формы заявления и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам определены приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 15149).

Порядок переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата?

Основания для переоформления лицензии указаны в пункте 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательного учреждения) в соответствии с пп. 3 п. 9 статьи 33.1 Закона «Об образовании» является основанием для переоформления лицензии.

В соответствии с п.10 Положения о лицензировании для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е" - "з" пункта 8 Положения.

Форма заявления определена приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 151).

Порядок переоформления лицензии на бессрочную лицензию?

В соответствии с п. 5 ст. 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до 01.01.2011, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.

Переоформление лицензии, выданной до 01.01.2011, на бессрочную лицензию осуществляется при отсутствии оснований для переоформления лицензии, установленных в пункте 9 статьи 33.1 Закона «Об образовании» в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» на основании заявления лицензиата.

При этом заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не менее чем за 10 дней до окончания срока действия лицензии.

Обращаем также внимание на то, что законодательство Российской Федерации в сфере образования не устанавливает порядок переоформления лицензии, выданной ранее филиалу образовательного учреждения или научной организации, с установленным сроком действия на бессрочную без соответствующего переоформления лицензии, выданной образовательному учреждению или научной организации.

Порядок выдачи удостоверений о краткосрочном повышении квалификации государственного образца?

В соответствии с пунктом 1 статьи 27, пунктом 1 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования. Образовательные программы дополнительного профессионального образования, указанные в приложении к лицензии, аккредитации не подлежат. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Может ли образовательное учреждение в случае утери бланка свидетельства о государственной аккредитации получить дубликат свидетельства о государственной аккредитации?

В соответствии с пунктом 37 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций от 21.03.2011 № 184 в случае утраты или порчи свидетельства о государственной аккредитации организации по ее заявлению, представленному в аккредитационный орган, выдается дубликат свидетельства о государственной аккредитации.

Решение аккредитационного органа о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня регистрации заявления.

Дубликат свидетельства о государственной аккредитации оформляется с пометкой «дубликат» в 1 экземпляре. Копия дубликата свидетельства о государственной аккредитации хранится в аккредитационном деле организации.

Проводится ли государственная аккредитация в отношении учреждений дополнительного образования детей?

В соответствии с пунктом 1 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и в связи с отсутствием федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к программам дополнительного образования, учреждения дополнительного образования детей государственной аккредитации не подлежат.

В каких случаях образовательному учреждению выдается временное свидетельство о государственной аккредитации?

В соответствии с пунктом 24, пунктом 25 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в случае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого образовательного учреждения, ему выдается временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет один год. Свидетельство о государственной аккредитации выдается такому образовательному учреждению на основании его заявления. Документы, подтверждающие приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом (содержащиеся в них сведения), запрашиваются аккредитационным органом самостоятельно в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, если такие документы не были представлены образовательным учреждением по собственной инициативе,

В случае, ликвидации образовательного учреждения или научной организации либо прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Образовательному учреждению или научной организации, возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованным образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы.

Каков размер госпошлины за выдачу документа об аккредитации?

В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

· за выдачу дубликата документа, подтверждающего государственную аккредитацию - 200 рублей;

· за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:

1. образовательного учреждения среднего профессионального образования - 50 000 рублей;

2. образовательного учреждения начального профессионального образования - 40 000 рублей;

3. иного образовательного учреждения - 10 000 рублей;

· за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с установлением иного государственного статуса в отношении:

1. образовательного учреждения среднего профессионального образования - 25 000 рублей;

2. образовательного учреждения начального профессионального образования - 15 000 рублей;

3. иного образовательного учреждения - 3 000 рублей;

· за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:

1. укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования - 25 000 рублей;

2. основных общеобразовательных программ - 7 000 рублей;

· за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в других случаях - 2 000 рублей;

· за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации - 2 000 рублей.

Как можно проставить апостиль на документ об образовании?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 27.1) полномочия по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях с 1 января 2011 года переданы с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.

Перечень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. Данными полномочиями на территории Московской области наделено Министерство образования Московской области.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2010 г. № 254 «Об утверждении порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях» подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученой степени или ученом звании осуществляется по заявлению обладателя документа или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

К заявлению, прилагаются следующие документы:

а) оригинал документа, представленного к подтверждению;

б) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа, представленного к подтверждению;

в) при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в документе, представленном к подтверждению, паспортным данным обладателя документа, представленного к подтверждению, заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа;

г) оформленная в установленном порядке доверенность (в случае, если заявление подается лицом, действующим на основании оформленной в установленном порядке доверенности);

д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 1500 рублей.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в Министерство образования Московской области:

а) лично;

б) через операторов почтовой связи общего пользования почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Почтовый адрес Министерства образования Московской области:

143407, дом 1, бульвар Строителей, г. Красногорск-7, Московская область.

Образец заявления, реквизиты оплаты апостиля, образец квитанции об оплате апостиля размещены на официальном сайте Министерства образования Московской области в сети Интернет: www.mo.mosreg.ru., раздел «Деятельность системы образования», подраздел «Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях».

Сколько времени занимает процесс подтверждения документа об образовани?

Срок рассмотрения вопроса о подтверждении документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях составляет 45 дней с даты принятия заявления и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу.

Можно ли проставить апостиль на документ об образовании, выданный в Украине?

Согласно Правилам подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 №165 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации подтверждает документы установленного в Российской Федерации государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в СССР государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Документы об образовании, выданные в Украине, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не подтверждают.

Моему ребенку не предоставлено место в детском саду Московской области, положена ли нам компенсация?

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по причине отсутствия достаточного количества мест в детских садах муниципальных образований Московской области, в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено.

Я мать одиночка, имею ли я право на первоочередное получение места в детском саду?

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правом первоочередного получения мест в дошкольных образовательных учреждениях пользуются льготные категории семей. К ним относятся дети военнослужащих, сотрудников УВД, судей, прокуроров и следователей, многодетных семей, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сотрудников службы контроля за оборотом наркотиков. Льготы одиноким родителям действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Имеет ли право руководство дошкольным образовательным учреждением организовывать музыкальные и физкультурные занятия в одном зале?

В соответствии с Санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН) № 12660-10, пункт 4.16 утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 22.07.2010 № 91, « в существующих зданиях дошкольных организаций допускается один общий зал для музыкальных и физкультурных занятий».

Мой(я) сын(дочь) находится на индивидуальном обучении на дому (имеет инвалидность). Какие предметы должен изучать мой ребенок в основной и старшей школе?

Организация образовательного процесса больного ребёнка на дому регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно с учётом государственных образовательных стандартов.

Количество часов, отведённых на освоение программного материала, определено в письме Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»:

- в I - III (IV) классах - до 8 часов,

- в IV (V) - VII (VIII) - до 10 часов,

- в VII (IX) - до 11 часов,

- в IX (X) - X (XI) - до 12 часов в неделю.

Таким образом, занятия на дому проводятся по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Где и каким образом можно получить дубликат аттестата об окончании школы?

В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учёта соответствующих бланков документов, утвержденным приказом министра образования Правительства Московской области от 25.05.2011 № 1275, выдача дубликата аттестата или приложения осуществляется на основании письменного заявления заявителя, подаваемого в образовательное учреждение, выдавшее ему аттестат, с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения, а также приложением документов, подтверждающих факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).

Таким образом, при предоставлении необходимых документов дубликат аттестата об основном общем образовании взамен утраченного Вы можете получить в муниципальном общеобразовательном учреждении, которое Вы заканчивали.

Прошу Вас дать разъяснения по вопросу организации внеурочной деятельности в первых классах. Это дополнительные уроки для детей?

С 01.09.2011 в 1-ых классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации введено обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее – ФГОС НОО).

Особенностью введения ФГОС НОО является включение в основную образовательную программу образовательного учреждения программы внеурочной деятельности.

Основные задачи, организационные модели, необходимые условия организации внеурочной деятельности разъяснены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение самостоятельно.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях используются разнообразные формы (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Какие достижения необходимо иметь для назначения именной стипендии Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья?

Назначение именных стипендий Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области.

Назначение стипендии осуществляется по результатам деятельности за прошедший учебный год по следующим основаниям:

- успешное освоение учебных программ, подтвержденное похвальными листами, грамотами победителей российских, областных, районных конкурсов, олимпиад;

- участие в мероприятиях в сфере образования, подтвержденное грамотами, дипломами (или другими документами) победителей и призеров российских областных, районных конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей, выставок.

Министерством образования Московской области на назначение именных стипендий Губернатора Московской области от муниципальных образований или государственных учреждений, расположенных на территории Московской области, принимаются следующие документы (копии):

- паспорт или свидетельство о рождении;

- документ, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья;

- грамоты, дипломы победителей и призеров международных, российских, областных, районных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, авторские свидетельства на изобретения, публикации в научных изданиях.

Может ли ребёнок - инвалид обучаться дистанционно?

С 2009 года в Московской области реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта «Образование».

В данном мероприятии могут участвовать дети-инвалиды с сохранным интеллектом, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие инвалидность по соматическим заболеваниям (онкология, диабет, астма, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек и т.п.).

Для участников образовательного процесса оснащаются рабочие места по месту их проживания специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением, а также предоставляется высокоскоростной доступ к сети Интернет.

Для участия в данном мероприятии необходимо обратиться в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования.

Какие необходимо предоставить документы, чтобы устроить детей, проживающих в Московской области, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов города Москвы?

В Министерство образования Московской области в отдел образования лиц с ограниченными возможностями и реабилитационного образования необходимо представить:

- ходатайство от Главы города или муниципального района (по месту проживания ребёнка);

- ходатайство от начальника управления образования;

- копия свидетельства о рождении;

- копия медицинского заключения;

- копия справки, подтверждающая инвалидность ребёнка.

Как получить путёвку для ребёнка в летний лагерь бесплатно?

Бесплатные путёвки в загородные оздоровительные лагеря предоставляются отдельным категориям населения: детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидам; детям из малообеспеченных семей (получающим пособие по линии социальной защиты населения); детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Сколько раз в летний период могут поехать в детский оздоровительный лагерь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством)?

Путевка, полностью оплаченная за счет средств бюджета Московской области, либо компенсация затрат за самостоятельно приобретенную родителями (законными представителями) путевку, предоставляется не чаще одного раза в год.

Какие полномочия органов опеки и попечительства при решении вопроса о месте проживания и порядке общения ребенка при раздельном проживании родителей?

Органы опеки и попечительства оказывают содействие в составлении соглашения между родителями по данному вопросу.

В случае отсутствия согласия между родителями урегулирование вопроса общения с ребенком, а также определение местожительства несовершеннолетнего осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со статьей 78 Семейного Кодекса РФ при рассмотрении дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних в суде, обследование жилого помещения проводится органами опеки и попечительства по запросу суда.

Каков порядок предоставления компенсации на обеспечение школьной формой детей из многодетных семей?

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» учащиеся общеобразовательных учреждений из многодетных семей обеспечиваются бесплатно в соответствии с установленными нормами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды, а также спортивной формой.

Законом Московской области № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» мера социальной поддержки в части бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе не предусмотрена.

В бюджете Московской области средства на вышеуказанные цели не предусматриваются.

Постановлением Главы Администрации Московской области от 29.07.1992 №168 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» рекомендовано Главам администраций городов и районов обеспечить бесплатно в соответствии с установленными нормами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

Каким образом организуется питание обучающихся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях?

Организация питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые определяют льготные категории обучающихся, пользующихся бесплатным питанием и выделяют средства из муниципального бюджета на эти цели.

Законом Московской области от 19.01.2005 № 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области» установлены размеры и порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Московской области. Средства на указанные цели предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.

Органы местного самоуправления муниципального района наделяются государственными полномочиями по частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание.

Правомерно ли взимать плату с родителей на оплату охраны, питьевой воды?

Согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.3, ст. 32, ст. 51).

Вышеуказанная норма Закона предполагает принятие образовательным учреждением мер, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, в связи с этим муниципальное образовательное учреждение вправе самостоятельно определять меры, необходимые для защиты жизни и здоровья его обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

Вопрос организации охраны муниципальных образовательных учреждений является полномочием местных органов самоуправления, и финансирование на эти цели осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников.

В соответствии с пунктом 8 статьи 41 указанного Закона образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Каков порядок обращения за компенсацией части родительской платы, и размер выплат?

Согласно постановлению Правительства Московской области от 18.01.2012 № 57/48 «Об утверждении порядка обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и порядка ее выплаты, порядка расходования субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и иных образовательных организациях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Московской области, выплачивается из расчета:

· 20 % размера родительской платы, внесенной за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, - на первого ребенка;

· 50 % размера родительской платы, внесенной за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, - на второго ребенка;

· 70 % размера родительской платы, внесенной за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, - на третьего ребенка и последующих детей в семье.

Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в негосударственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Московской области, выплачивается из расчета:

· 20 % среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленного Правительством Московской области, - на первого ребенка;

· 50 % среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленного Правительством Московской области, - на второго ребенка;

· 70 % среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленного Правительством Московской области, - на третьего ребенка и последующих детей в семье.

Для назначения компенсации один из родителей (законный представитель) представляет в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое посещает ребенок, следующие документы:

а) заявление на выплату компенсации,

б) копию документа, удостоверяющего личность (с предъявление оригинала для сверки),

в) копии свидетельств о рождении детей (с предъявление оригиналов для сверки) в семье,

г) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), о передаче ребенка на воспитание в приемную семью - на ребенка, находящегося по опекой (попечительством), в приемной семье.

Для получения компенсации заявителем ежемесячно в сроки, установленные органами управления образованием, представляется в образовательную организацию документ, подтверждающий оплату за содержание ребенка в образовательной организации.

Компенсация выплачивается ежемесячно с 1 по 10 число месяца, следующего за месяцем, в котором была внесена родительская плата.

Кто устанавливает размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и какие существуют льготы по оплате?

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросу местного значения.

Согласно ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата).

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 % затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 % указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Недопустимо включение в перечень расходов на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Можно ли использовать материнский капитал для оплаты за содержание ребенка в детском саду?

Согласно совместному информационному письму первого заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л.И. Чижик от 27.01.2012 № ЛЧ-28-24/843 и заместителя Министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинова от 27.01.2012 № МД-36/03:

Пунктом 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) и осуществления иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 926 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 931) (далее - Правила), предусмотрена возможность направления средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - образовательное учреждение).

В соответствии с пунктами 8 (2) и 8 (3) Правил к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между образовательным учреждением и лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в образовательном учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении (далее - договор).

Средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении путем безналичного перечисления этих средств на счета (лицевые счета) образовательного учреждения, указанные в договоре.

Таким образом, если лицо, получившее сертификат, принимает решение направить средства на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, то в договоре рекомендуется так же указывать:

· реквизиты для перечисления средств (наименование образовательного учреждения, ИНН, БИК, КПП, банк получателя, ОКАТО, КБК);

· расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, включающий в себя сумму средств, подлежащих возврату в качестве компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, с указанием суммы средств для направления органами Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении;

· срок (сроки) направления средств (ежемесячно, ежеквартально, одной суммой за учебный год);

· возможность учета при последующих платежах сумм, образовавшихся в конце учебного года в результате превышения перечисленных по договору сумм над фактическими расходами за содержание ребенка в образовательном учреждении (при условии использования образовательным учреждением расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка, учитывающего его фактическое пребывание в образовательном учреждении);

· возможность возврата образовательным учреждением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации неиспользованных средств в случае расторжения договора по причинам, указанным в пункте 12 Правил, или истечения срока действия договора.

Выплачивается ли денежная компенсация родителям чьи дети не получили место в детском саду?

В Государственную Думу Российской Федерации действительно был внесен законопроект № 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации об образовании», предусматривающий денежные выплаты тем родителям, чьи дети не попали в детские сады из-за нехватки мест. На основании этой нормы региональные власти должны были бы выплачивать семьям, в которых детям не хватило мест в детском саду, единовременную компенсацию в размере 5 тыс. рублей на одного ребенка. В соответствии с законопроектом настоящие поправки должны были вступить в силу с 1 января 2012 года. Но в соответствии с протоколом заседания Совета ГД ФС РФ от 05.09.2011г. № 296 этот законопроект был снят с рассмотрения. Комитет ГД РФ по образованию вернул указанный проект Федерального закона авторам законодательной инициативы в связи с несоблюдением в данном документе ряда законодательных требований, в т.ч. части 3 ст. 104 Конституции РФ.

Таким образом, в настоящий момент Законом Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в редакции от 28.02.2012), Законом Московской области «Об образовании» № 41/2009-03 от 30.04.2009 года (в редакции от 17.02.2012), а также другими нормативными правовыми актами компенсация родителям детей, не получивших место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не предусмотрена.

Где можно ознакомиться со сведениями о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей?

Если Вы рассматриваете возможность принять ребенка на воспитание в свою семью, имеете правовые основания для этого (наличие заключения, выданного органом опеки и попечительства, обязательно) и хотите получить более подробную информацию о ком-либо из детей, находящихся в детских домах, домах ребенка Московской области, Вы можете обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства, к любому региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в том числе в Министерство образования Московской области, или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Также на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации www.usynovite.ru представлена производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Видеопаспорта детей можно увидеть на сайте www.videopassport.ru.

Какие ограничения установлены для граждан, желающих усыновить ребенка?

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1. Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2. Супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3. Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4. Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5. Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6. Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень, заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

7. Лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8. Лиц, не имеющих постоянного места жительства;

9. Лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

10. Лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

11. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка;

12. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

Кандидатами в усыновители могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, граждане Российской Федерации и лица без гражданства.

С 01.09.2012 года вводится требование обязательной подготовки граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в свою семью.

Как оформляется приемная семья?

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 
№ 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии необходимых для этого условий.

Существуют ли льготы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования?

В соответствии с п. 3 статьи 16 Закона РФ «Об образовании» вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Должны ли победители и призеры олимпиад школьников для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования сдавать ЕГЭ по предмету олимпиады?

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" победители и призеры олимпиад школьников принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации. Указанный порядок приема установлен приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" (далее - Порядок). Согласно пункту 19 Порядка победители и призеры олимпиад школьников, вошедших в Перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2008 г. N 254, при поступлении в образовательное учреждение профессионального образования имеют право в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады на получение одной из следующих льгот: быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по предмету, соответствующему профилю олимпиады; быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального образования), творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения; быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады. Выбор льготы осуществляется образовательными учреждениями самостоятельно в зависимости от уровня олимпиады и фиксируется в ежегодных правилах приема, разрабатываемых в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. При этом некоторыми образовательными учреждениями профессионального образования льготы для победителей и призеров олимпиад школьников могут быть не установлены.

Кроме того, выпускник общеобразовательного учреждения - победитель олимпиады школьников имеет право подать заявление одновременно в несколько вузов, на несколько направлений подготовки (специальностей), на различные формы получения образования, по которым реализуются основные образовательные программы в вузе, а также одновременно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения. Учитывая вышеизложенное, для максимальной реализации права абитуриента на подачу заявления о приеме одновременно в несколько вузов целесообразна сдача ЕГЭ по предмету олимпиады.