Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск
МО, Воскресенский район, г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3
Архив сайта: old.vmr-mo.ru
+7 (496) 442-04-50
+7 (496) 442-06-66

Контакты

138 30.05.2016 1/3-5 "Об утверждении Регламента территориальной избирательной комиссии Воскресенского района"

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Название, содержание текста документа:
Номер документа:
Дата принятия с:
Выбрать дату в календаре
Дата принятия по:
Выбрать дату в календаре
Принявший орган:
Принадлежность:
Тип документа:
  


30.05.2016

от 30.05.2016 №1/3-5 "Об утверждении Регламента территориальной избирательной комиссии Воскресенского района"

Скачать

     № 1/3-5­ от 30.05.2016 г.

Об утверждении Регламента территориальной избирательной комиссии Воскресенского района

В соответствии с п.п. «и» п. 9 статьи 26 Федерального закона
№ 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации территориальная избирательная комиссия Воскресенского района

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить Регламент территориальной избирательной комиссии Воскресенского района (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя ТИК Воскресенского района Седову Н.С.

Председатель

ТИК Воскресенского района Н.С. Седова

Секретарь
ТИК Воскресенского района Л.Н. Неклюдова

УТВЕРЖДЕН

решением территориальной избирательной комиссии Воскресенского района

от 30.05. 2016 г. № 1/3-5

РЕГЛАМЕНТ

территориальной избирательной комиссии Воскресенского района

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Настоящий Регламент территориальной избирательной комиссии определяет порядок и правила работы территориальной избирательной комиссии, осуществляющей подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума Российской Федерации и референдума субъекта Российской Федерации на территории Воскресенского муниципального района, а также контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществление в пределах своей компетенции руководства деятельностью нижестоящих избирательных комиссий и оказание им правовой, методической, организационно-технической и иной помощи.

В связи с возложением на комиссию полномочий избирательной комиссии муниципальных образований: городское поселение Воскресенск Воскресенского муниципального района, городское поселение им. Цюрупы Воскресенского муниципального района, городское поселение Хорлово, сельское поселение Ашитковское Воскресенского муниципального района, сельское поселение Фединское Воскресенского муниципального района, комиссия наделена полномочиями по организации и проведению в вышеуказанных муниципальных образованиях муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления, депутата, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципальных ого образований.

Статья 2. Комиссия является государственным органом субъекта Российской Федерации и действует на постоянной основе. В своей деятельности территориальная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, решениями вышестоящих избирательных комиссий, настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами, Уставом Воскресенского муниципального района, Уставами сельских и городских поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Срок полномочий комиссии составляет пять лет.

Статья 3. В соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации территориальной комиссии придан статус юридического лица.

Статья 4. Комиссия состоит из членов с правом решающего голоса,

которые назначаются Избирательной комиссией Московской области в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 5. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в территориальную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов[1] вправе назначить одного члена территориальной комиссии с правом совещательного голоса. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, в случае регистрации вышестоящей комиссией кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена территориальной комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена территориальной комиссии, являющейся вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов)) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

После официального опубликования решения о назначении референдума Российской Федерации, референдума Московской области инициативная группа по проведению вправе назначить в состав территориальной комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Инициативная группа по проведению голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципального образования, после опубликования решения о назначения голосования по отзыву может назначить в состав территориальной комиссии одного члена комиссии с правом совещательного голоса.

Политическая партия или региональное отделение политической партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) в Московской областной Думе (которым не переданы депутатские мандаты) вправе назначить одного своего представителя (далее - представитель политической партии) для участия в работе территориальной комиссии.

Представителями политических партий не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, лица, подвергнутые административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания, работники аппаратов комиссий, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Иные ограничения, для назначения лиц в составы комиссий, в том числе в период подготовки и проведения выборов, установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, приостанавливаются в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 7. При появлении оснований для досрочного освобождения (прекращения полномочий) члена комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена комиссии в случаях, предусмотренных пунктами 6, 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», председатель комиссии незамедлительно обращается в Избирательную комиссию Московской области с предложением о досрочном прекращении полномочий указанного члена комиссии с правом решающего голоса и о назначении нового члена комиссии.

Избирательная комиссия Московской области назначает нового члена комиссии с правом решающего голоса вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В случае, если в указанный срок Избирательная комиссия Московской области не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии, его полномочия прекращаются решением территориальной комиссии, в которую он входит, в течение трех дней со дня истечения этого срока.

Статья 8. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в её компетенцию.

Статья 9. Решения и акты комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Московской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

Решения и иные акты комиссии не подлежат государственной регистрации.

Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

Статья 10. Комиссия имеет печать со своим наименованием, другие печати и штампы, необходимые для обеспечения деятельности комиссии.

Комиссия имеет свою страницу в информационно-­телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Статья 11. Место постоянного пребывания комиссии – Московская область, г. Воскресенск, площадь Ленина, д. 3.

Заседания территориальной комиссии проводятся, как правило, по месту её постоянного пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

Статья 12. В Регламенте территориальной комиссии используются следующие термины:

1) член комиссии с правом решающего голоса — член территориальной комиссии, назначенный Избирательной комиссией Московской области, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

2) член комиссии с правом совещательного голоса — лицо, назначенное в комиссию в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

3) установленное число членов комиссии — число её членов, установленное Избирательной комиссией Московской области в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) число присутствующих членов территориальной комиссии —число её членов с правом решающего голоса, участвующих в конкретном заседании комиссии;

5) нижестоящие избирательные комиссии - окружные, участковые избирательные комиссии, обеспечивающие подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, а также голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) представитель политической партии - лицо, назначенное политической партией или ее региональным отделением, зарегистрированными в установленном порядке и не имеющими представительства в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо в Московской областной Думе, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», для участия в работе комиссии.

Раздел 2. Председатель, заместитель председатели и секретарь территориальной избирательной комиссии

Статья 13. Председатель комиссии назначается на должность из числа её членов с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Московской области.

Статья 14. Заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются на первом заседании комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.

Статья 15. В список для тайного голосования на должность заместителя председателя комиссии вносятся кандидатуры, предложенные председателем комиссии, а также фамилии иных кандидатур, выдвинутых членами комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. В список для тайного голосования могут быть также включены лица, выдвинувшие свои кандидатуры в порядке самовыдвижения.

По каждой кандидатуре, баллотирующейся на должность заместителя председателя комиссии, проводится обсуждение.

Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия в составе 3 членов комиссии с правом решающего голоса открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Избранным на должность заместителя председателя комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов комиссии.

В случае, если на должность заместителя председателя комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:

1) если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;

2) при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;

3) если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие по порядку в бюллетене два или более кандидатов получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатурой, получившей наибольшее число голосов, включаются в бюллетень второго тура голосования.

Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура избрания повторяется в полном объеме.

Избрание заместителя председателя комиссии оформляется решением комиссии. Протоколы счетной комиссии, бюллетени для голосования по избранию заместителя председателя комиссии опечатываются в конверты и хранятся в делах территориальной избирательной комиссии вместе с протоколом заседания.

Статья 16. Избрание секретаря комиссии проводится в порядке, установленном статьями 14 и 15 настоящего Регламента.

Статья 17. Председатель комиссии работает в комиссии на внештатной.

Статья 18. Председатель территориальной комиссии:

1) организует работу комиссии;

2) формирует проекты повесток заседаний комиссии;

3) созывает заседания комиссии и председательствует на них;

4) подписывает решения комиссии и протоколы заседаний комиссии, а также договоры, соглашения и иные документы от имени комиссии;

5) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

6) является распорядителем финансовых средств, выделяемых комиссии из федерального бюджета, бюджета Московской области, местного бюджета;

7) организует бухгалтерский учет в комиссии;

8) действует без доверенности от имени комиссии;

9) представляет комиссию во взаимоотношениях с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, Избирательной комиссией Московской области, органами государственной власти, судами, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссиями по отзыву, политическими партиями, политическими движениями, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, средствами массовой информации, гражданами;

10) координирует работу ГАС «Выборы», взаимодействует с Избирательной комиссией Московской области по данному вопросу;

11) организует выполнение мероприятий субъектовой, территориальной программ повышения правовой культуры организаторов и участников выборов, представляет территориальную комиссию по этим вопросам во взаимоотношениях с иными организациями и лицами, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального, субъектового и местного бюджетов, предусмотренных на эти цели;

12) взаимодействует с главой местной администрации по вопросам регистрации (учета) избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву на территории муниципального образования, образованию избирательных участков, участков референдума, составлению списков избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву;

13) организует работу по формированию и обучению нижестоящих избирательных комиссий, обеспечивает соблюдение законодательства в работе нижестоящих избирательных комиссий;

14) организует работу по формированию предложений в резерв кадров для назначения членами нижестоящих избирательных комиссий;

15) от имени комиссии подписывает исковые заявления, жалобы, заявления, направляемые в суды и в иные органы, в случаях, предусмотренных законодательством;

16) выступает от имени комиссии с официальными заявлениями и информацией для средств массовой информации о деятельности комиссии, принятых ею решениях и осуществляемых действиях;

17) осуществляет прием граждан по личным вопросам;

18) организует и контролирует в комиссии работу по рассмотрению обращений граждан;

19) выдает доверенности членам комиссии, иным лицам по представлению комиссии в судах при рассмотрении исков, заявлений, жалоб, одной из сторон в которых является территориальная комиссия (подтверждением полномочий председателя территориальной комиссии в суде является заверенная копия постановления Избирательной комиссии Московской области о назначении данного лица председателем территориальной комиссии);

20) организует материально-техническое обеспечение деятельности комиссии и нижестоящих избирательных комиссий;

21) дает поручения заместителю председателя, секретарю комиссии и членам комиссии;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Московской области, Российской Федерации, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в комиссии.

Председатель комиссии на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь) по согласованию с Избирательной комиссией Московской области субъекта Российской Федерации своим распоряжением возлагает исполнение обязанностей председателя комиссии на заместителя председателя комиссии

Решением Избирательной комиссии Московской области на период временного отсутствия председателя комиссии либо до назначения нового председателя комиссии временно исполняющим обязанности председателя комиссии может быть назначен заместитель председателя комиссии (при невозможности исполнения обязанностей председателя комиссии заместителем председателя комиссии - секретарь комиссии).

Статья 19. Заместитель председателя территориальной комиссии:

1) выполняет поручения председателя территориальной комиссии;

2) вносит председателю комиссии предложения по рассмотрению на заседаниях комиссии соответствующих вопросов, рассмотрение которых входит в компетенцию территориальной комиссии;

3) принимает участие в реализации мероприятий программы субъекта Российской Федерации, территориальной программы повышения правовой культуры организаторов и участников выборов, в том числе по согласованию с председателем комиссии осуществляет разработку соответствующих программ, осуществляет организацию мероприятий по реализации данных программ;

4) по поручению председателя комиссии осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

5) принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы территориальной комиссии в пределах своих полномочий;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии настоящим Модельным регламентом и распределением обязанностей в территориальной комиссии.

В период подготовки и проведения выборов, референдумов, голосования по отзыву:

1) возглавляет Рабочую группу по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при территориальной избирательной комиссии и организует работу по контролю за соблюдением участниками избирательных кампаний, кампаний референдума, кампаний голосования по отзыву порядка и правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, агитации по отзыву, обеспечению прав избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву на получение информации о выборах и референдумах, обеспечению прав граждан Российской Федерации, политических партий и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, голосования по отзыву, в том числе через средства массовой информации;

2) по поручению председателя комиссии организует информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдумов, голосования по отзыву, информирование избирателей о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, зарегистрированных списках кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями[2].

3) по поручению председателя территориальной комиссии организует в комиссии работу по рассмотрению обращений граждан;

4) организует работу Контрольно-ревизионной службы при территориальной комиссии, в том числе, осуществляет работу по контролю за источниками поступления, учетом и использованием денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов в депутаты представительного органа по единому избирательному округу, избирательных фондов кандидатов, фондов референдума, фондов голосования по отзыву, проверке финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума, инициативных групп голосования по отзыву, контролю за источниками и размерами имущества, принадлежащего кандидатам (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе, совместной собственности), пожертвованиями граждан и юридических лиц и т.д.;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии настоящим Регламентом и распределением обязанностей в территориальной комиссии.

Заместитель председателя комиссии дает поручения в пределах своей компетенции.

Статья 20. Секретарь территориальной комиссии:

1) выполняет поручения председателя территориальной комиссии;

2) подписывает решения комиссии и протоколы заседаний комиссии;

3) вносит председателю комиссии предложения по рассмотрению на заседаниях территориальной комиссии соответствующих вопросов, рассмотрение которых входит в компетенцию территориальной комиссии;

4) по согласованию с председателем территориальной комиссии обеспечивает передачу документов территориальной комиссии, нижестоящих комиссий в архив;

5) организует работу по документационному обеспечению территориальной комиссии, в том числе, обеспечивает доведение решений и иных материалов комиссии до сведения членов территориальной комиссии, Избирательной комиссии Московской области, нижестоящих избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц, общественных объединений, средств массовой информации, граждан;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей в территориальной комиссии.

В период подготовки и проведения выборов, референдумов, голосования по отзыву:

1) по поручению председателя комиссии организует работу по составлению списков избирателей, участников референдума и координирует вопросы использования фрагмента ГАС «Выборы»;

2) осуществляет документационное обеспечение избирательных кампаний, готовит предложения по избирательной документации, работе с ней, контролирует своевременность оформления документов нижестоящими избирательными комиссиями и передачу их в территориальную комиссию, а также координирует работу по разработке и изготовлению избирательных документов, документов референдумов, голосования по отзыву[3];

3) осуществляет прием документов о выдвижении и для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, прием документов о выдвижении и для регистрации списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одно/многомандатным избирательным округам и по единому избирательному округу, организует проверку соответствия документов действующему законодательству и проверку достоверности содержащихся в них сведений[4];

4) организует работу по контролю за соблюдением нормативов технологического оборудования нижестоящими избирательными комиссиями;

5) ведет учет рабочего времени членов комиссии;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии настоящим Модельным регламентом и распределением обязанностей в территориальной комиссии.

При возникновении необходимости и (или) в целях обеспечения полномочий территориальной комиссии (в том числе, при возложении на территориальную комиссию полномочий избирательной комиссии муниципального образования) полномочия секретаря комиссии могут быть уточнены и дополнены.

Статья 21. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря территориальной комиссии их обязанности могут быть возложены распоряжением председателя комиссии на других членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 22. Председатель территориальной комиссии может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Избирательной комиссией Московской области. Заместитель председателя, секретарь комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей на основании решения территориальной комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов комиссии при тайном голосовании (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Решения об освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии оформляются решениями комиссии.

В случае досрочного освобождения от должности председателя комиссии его обязанности временно, до назначения нового председателя комиссии, исполняет заместитель председателя комиссии или секретарь комиссии (при невозможности исполнения полномочий заместителем председателя комиссии).

В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии временное исполнение их обязанностей распоряжением председателя может быть возложено на других членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.


В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии избрание нового заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии проводится не позднее чем через 7 дней со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Модельным регламентом.

Раздел 3. Члены территориальной избирательной комиссии

Статья 23. Члены территориальной комиссии с правом решающего голоса на основании решений и планов комиссии по поручению председателя комиссии организуют конкретные мероприятия по направлениям ее деятельности.

Распределение обязанностей по направлениям деятельности территориальной комиссии и иных обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса осуществляется на заседании комиссии и оформляется ее решением.

Статья 24. Члены территориальной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:

1) принимать участие в подготовке заседаний комиссии;

2) заблаговременно получать извещения о заседаниях комиссии;

3) выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

4) задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

5) знакомиться в комиссии с документами и материалами комиссии и нижестоящих комиссий (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях и получать копии этих документов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих персональные данные и (или) иную конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

6) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

7) присутствовать на любых совещаниях, проводимых комиссией;

8) вносить предложения о привлечении специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью комиссии.

Статья 25. Член территориальной комиссии с правом решающего голоса обязан:

1) присутствовать на всех заседаниях комиссии;

2) принимать участие в голосовании по вопросам, включенным в повестку дня;

3) обеспечивать выполнение принятых комиссией решений;

4) заблаговременно (не позднее, чем за 1 день до заседания) информировать председателя или секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине;

5) выполнять поручения комиссии, председателя комиссии, а также заместителя председателя (заместителей председателя) комиссии, данные в пределах их компетенции, и информировать об их выполнении в установленный срок;

6) незамедлительно информировать комиссию о наступлении обстоятельств, несовместимых со статусом члена комиссии с правом решающего голоса, изменением места работы (службы), занимаемой должности, адреса места жительства, номеров телефонов.

Статья 26.’В случае систематического неисполнения членом комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей на заседании комиссии может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении его полномочий в судебном порядке. Решение комиссии о направлении в суд заявления о признании члена комиссии систематически не выполняющим свои обязанности принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии.

Статья 27. Полномочия члена территориальной комиссии с правом решающего голоса прекращаются досрочно в случаях, установленных статьей 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации.

Статья 28. Член территориальной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, которые в указанный период проводит комиссия, за исключением прав, указанных в пункте 22 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Членами комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в пункте 21.1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Срок полномочий члена территориальной комиссии с правом совещательного голоса, назначенного кандидатами, которые были избраны, политическими партиями, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, избирательными объединениями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии законом субъекта Российской Федерации, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. За перечисленными субъектами сохраняется право назначения членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, в том числе, вместо выбывших.

Полномочия остальных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании, то есть в день представления итогового финансового отчета кандидатом, политической партией, избирательным объединением (в день истечения срока, установленного законом для представления итогового финансового отчета кандидатом, политической партией, избирательным объединением).

Если кандидату отказано в регистрации, а политической партии, избирательному объединению в регистрации списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

Член комиссии с правом совещательного голоса по распоряжению председателя комиссии или решению комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию территориальной комиссии.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

Статья 29. Гарантии деятельности членов территориальной комиссии.

Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума, голосования по отзыву.

За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, голосования по отзыву сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, голосование по отзыву, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума, голосования по отзыву.

Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведён на другую работу.

Раздел 4. Порядок проведения заседаний территориальной избирательной комиссии

Статья 30. Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после принятия Избирательной комиссией Московской области решения о формировании комиссии и не ранее дня истечения срока полномочий комиссии прежнего состава. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Статья 31. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 32. В день первого заседания комиссии нового состава, полномочия комиссии прежнего состава прекращаются.

Статья 33. Первое заседание комиссии открывает и ведет назначенный Избирательной комиссией Московской области председатель территориальной комиссии.

На первом заседании комиссии:

1) председатель комиссии представляет членов комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также членов комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которых продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в соответствии с законом;

2) проводятся выборы заместителя председателя (заместителей председателя) комиссии и секретаря комиссии в порядке, установленном настоящим Модельным регламентом;

3) распределяются обязанности между членами территориальной комиссии.

Статья 34. Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в её компетенцию. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статья 35. Исключительно на заседаниях комиссии решаются вопросы:

1) избрания на должности либо освобождения от должности заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии, внесения предложений по кандидатурам на указанные должности;

2) формирования составов нижестоящих избирательных комиссий, назначения на должность либо освобождения от должности председателей нижестоящих избирательных комиссий;

3) регистрации кандидатов (списка кандидатов);

4) финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, референдумов, голосования по отзыву;

5) определения итогов голосования или результатов выборов, референдумов, голосования по отзыву на соответствующей территории;

6) о признании выборов, референдумов, голосования по отзыву на соответствующей территории несостоявшимися или недействительными;

7) об обращении комиссии в суд с заявлениями и исками;

8) о проведении повторного голосования или повторных выборов;

9) отмены решений нижестоящих избирательных комиссий;

10) утверждения планов работы территориальной комиссии;

11) распределения обязанностей между членами территориальной комиссии;

12) издания в рамках своих полномочий методических материалов комиссии;

13) принятия Регламента комиссии, внесения в него изменений и дополнений;

14) утверждение положения о Контрольно-ревизионной службе при комиссии и ее состава, внесения в них изменений и дополнений;

15) утверждение положения о Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при территориальной избирательной комиссии и ее состава;

16) иные вопросы, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статья 36. Заседания территориальной комиссии проводятся открыто и гласно.

На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, голосования по отзыву, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования, результатов выборов вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, голосования по отзыву.

Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, голосования по отзыву указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, голосования по отзыву (с учетом, установленных федеральным законом ограничений на ознакомление с документами и снятие с них копий).

На заседаниях комиссии вправе присутствовать представители политических партий.

На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву вправе присутствовать представители средств массовой информации.

На заседания могут приглашаться члены нижестоящих избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты, если комиссия считает это необходимым для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции.

Средства массовой информации информируются о повестке дня заседания в порядке, установленном конкретной территориальной комиссией.

Статья 37. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, как правило, не реже 1 раза в месяц.

Заседания комиссии созываются по инициативе председателя комиссии или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 38. Члены комиссии извещаются председателем или секретарем комиссии о заседании комиссии заблаговременно.

Секретарь комиссии организует извещение представителей политических партий, избирательных объединений о заседаниях комиссии.

Статья 39. Представитель политической партии в период, на который распространяются его полномочия, вправе:

1) по согласованию с председательствующим на заседании комиссии выступать и задавать вопросы другим участникам заседания комиссии в соответствии с повесткой дня;

2) знакомиться на заседании комиссии с документами и материалами комиссии и нижестоящих комиссий, непосредственно связанными с выборами, референдумом, голосования по отзыву (за исключением списков избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для голосования по отзыву, открепительных удостоверений, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих персональные данные и (или) иную конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном Федеральным законом).

Полномочия представителя политической партии для участия в работе комиссии подтверждаются и прекращаются решением руководящего коллегиального органа соответствующей политической партии.

Представитель политической партии немедленно отстраняется от участия в заседании комиссии, если он на заседании комиссии нарушает законодательство о выборах, референдуме, голосовании по отзыву.

Решение об отстранении представителя политической партии принимается комиссией с занесением результатов в протокол заседания комиссии.

Статья 40. Председательствующий на заседании комиссии:

1) ведет заседание комиссии;

2) организует обсуждение вопросов повестки дня заседания комиссии, ставит её на голосование;

3) предоставляет слово для выступления членам комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;

4) ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов комиссии;

5) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;

6) обеспечивает порядок в заседании, а также соблюдение положений настоящего Регламента членами комиссии и приглашенными лицами.

Председательствующий во время выступлений членов территориальной комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения темы выступлений от утвержденной повестки дня. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.

Статья 41. На заседании территориальной комиссии ведется протокол. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов докладов. Запись хода заседания, сбор материалов и подготовка текста протокола возлагается на секретаря комиссии (в случае его отсутствия - на иного члена территориальной комиссии). Текст протокола должен быть подготовлен в течение трех дней со дня заседания.

Протокол заседания комиссии состоит из вводной и основной частей.

В вводной части указываются фамилии и инициалы председателя (председательствующего), заместителя председателя комиссии, секретаря и членов территориальной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, а также фамилии и инициалы приглашенных на заседание кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей политических партий, избирательных объединений, инициативных групп, сторонних организаций и средств массовой информации.

В случае, если на заседание комиссии приглашается большое число представителей сторонних организаций, средств массовой информации, их фамилии могут перечисляться в прилагаемом к протоколу списке.

Вводная часть протокола должна включать в себя также повестку дня с указанием докладчиков по каждому пункту повестки.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - РЕШИЛИ. Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола либо прилагается к нему. Содержание особого мнения члена комиссии с правом решающего голоса, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего решения. В протоколе фиксируются итоги голосования по каждому вопросу.

К протоколу заседания комиссии прилагаются подлинные экземпляры решений. Решениям комиссии присваиваются порядковые номера. Документы по рассматриваемому вопросу прилагаются к решению.

Протокол заседания и решения комиссии подписываются председателем (председательствующим) и секретарем комиссии (секретарем заседания). Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протокола либо рассылкой копий решений комиссии.

Статья 42. Протокол комиссии об итогах голосования на территории и результатах выборов подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на заседании комиссии.

Статья 43. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом ее работы, с перерывом через каждые 1,5 часа работы.

Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать:

1) для доклада — 10 минут;

2) для содоклада — 5 минут;

3) для заключительного слова — 3 минуты;

4) для выступления в прениях — 3 минуты;

5) для дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минуты;

6) для повторного выступления — до 2 минут.

Решением комиссии для выступления может предоставляться дополнительное время.

Каждый член комиссии, а также приглашенные на заседание комиссии могут выступить в прениях по каждому вопросу не более двух раз.

Статья 44. Выступающий на заседании комиссии не должен употреблять в речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к насильственным действиям, использовать ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае злоупотребления свободой слова, содержащего явные признаки нарушения требований федерального закона, выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

Статья 45. Никто не вправе выступать на заседании комиссии без разрешения председательствующего.

Статья 46. Для предварительной подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение комиссии, могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, специалистов и экспертов. Итоги работы рабочих групп оформляются соответствующими документами (справками, заключениями и т.д.).

Раздел 5. Порядок голосования на заседаниях территориальной

избирательной комиссии

Статья 47. При принятии комиссией решения член комиссии может голосовать только «за» или «против».

Статья 48. Все решения комиссии принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием.

Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование - путем использования бюллетеней.

Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания комиссии.

Статья 49. При голосовании член комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе комиссии и приложено к нему. Если в соответствии с требованиями законодательства о выборах указанное решение избирательной комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение избирательной комиссии.

Статья 50. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными законами, либо по решению комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых комиссией. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются комиссией.

Каждому члену комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.

Голосующий заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми её членами. По докладу счетной комиссии члены комиссии с правом решающего голоса принимают

открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно однозначно определить волеизъявление членов комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

Раздел 6. Порядок принятия решений территориальной избирательной комиссии

Статья 51. Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к её ведению федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, голосования по отзыву, о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов , списков кандидатов, об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, голосования по отзыву, о признании выборов, референдума, голосования по отзыву несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. При этом решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При этом в случае равного числа голосов «за» или «против» голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Статья 52. При рассмотрении проекта решения комиссия заслушивает доклад члена комиссии, содоклады и проводит обсуждение проекта. После обсуждения проект решения принимается в целом.

Статья 53. При рассмотрении проекта решения территориальная комиссия вправе:

1) принять его или отложить его обсуждение, или отклонить, или направить на доработку членам комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к участию в его доработке других членов комиссии;

2) принять его за основу, направить на доработку и повторное рассмотрение.

При повторном рассмотрении в проект решения вносятся поправки, поступившие после его первоначального рассмотрения.

Комиссия обязана принимать решения в срок, установленный федеральным законом и (или) принятым на основании федерального закона законом субъекта Российской Федерации.

Статья 54. Принятые комиссией решения, если иное не предусмотрено законом, доводятся до сведения исполнителей и заинтересованных лиц в течение 3 дней после их принятия. Решения, подлежащие обязательной публикации, в установленные законами сроки публикуются на сайте комиссии и в соответствующих средствах массовой информации.

Раздел 7. Обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии

Статья 55. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица оказывают содействие территориальной комиссии в реализации её полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивают охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставляют на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Статья 56. Комиссия вправе создавать консультативные и совещательные общественные советы и необходимые для обеспечения своей деятельности рабочие группы и органы (контрольно-ревизионную службу, рабочую группу по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов и иные группы), положения о которых утверждаются территориальной комиссией.

Статья 57. Информационное обеспечение процессов подготовки и проведения выборов и референдума, голосования по отзыву, деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий по отзыву, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, осуществляет системный администратор комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» территориальной избирательной комиссии.

Раздел 8. Осуществление территориальной избирательной комиссией контроля за соблюдением избирательных прав граждан

Статья 58. В соответствии с законодательством о выборах и референдумах, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в комиссии рассматриваются обращения (жалобы, заявления) по фактам нарушения избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, права на участие в отзыве. По результатам рассмотрения указанных обращений принимаются решения либо даются ответы, которые должны быть мотивированы.

Поступившие в ходе выборов в территориальную комиссию письменные жалобы (заявления) рассматриваются членами комиссии с правом решающего голоса или рабочей группой с направлением письменного ответа заявителю (заявителям) за подписью председателя комиссии, а также могут быть вынесены на рассмотрение комиссии. Рассмотрение жалоб (заявлений), направление по ним письменных ответов, а также проведение по обращениям, в случае необходимости, дополнительных проверок, осуществляется в установленные федеральными законами сроки.

Статья 59. Комиссия осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии, а также при рассмотрении жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, нарушающих избирательные права, право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

По решению территориальной комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены комиссии, члены нижестоящих избирательных комиссий, соответствующие специалисты.

Комиссия обязана, проверив обращение, в котором обжалуются решение, действия (бездействие) нижестоящей комиссии, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения указанной комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Комиссия также вправе в связи выявленными фактами нарушений законодательства о выборах и референдумах направить соответствующие материалы для проведения проверки и принятия необходимых решений в правоохранительные органы или обратиться в суд.

Статья 60. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также для обобщения практики проведения выборов, референдумов территориальная комиссия может в случаях, предусмотренных федеральными законами, запрашивать от нижестоящих избирательных комиссий, избирательных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, средств массовой информации, организаций, правоохранительных органов необходимую информацию по вопросам, связанным с проведением выборов, референдумов, голосования по отзыву.

Раздел 9. Заключительные положения

Статья 61. Регламент территориальной комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от установленного числа членов территориальной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 62. Предложения об изменении и дополнении Регламента территориальной комиссии рассматриваются на заседании комиссии в первоочередном порядке.

Статья 63. Регламент территориальной комиссии вступает в силу со дня его принятия.